Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
      
Поиск
Слабовидящим
Телефоны горячих линий
122
единый контакт-центр
Иркутской области

15 марта в эфире «Радио России-Иркутск» выступил министр здравоохранения Иркутской области Дмитрий Валентинович Пивень

30.03.2012

 

- Дмитрий Валентинович, судя по законотворческой деятельности -масштабные изменения грядут в российском здравоохранении в этом году: вступил в действие новый  закон « Об обязательном медицинском страховании», принят базовый закон « Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Основная цель нашего  разговора – разъяснить слушателям, что же изменилось с принятием этих законов в отношениях между пациентом и лечебными учреждениями. Изменения сулят пациенту центральную роль в новой  системе медицинского страхования. Например, застрахованные лица получили  реальную возможность самостоятельно выбирать страховую компанию, медицинское учреждение и даже лечащего врача. Как это право  осуществить на практике?

- Действительно, в течение последних полутора лет законодательная база здравоохранения РФ претерпела серьезные изменения. Прежде всего, это связано с принятием двух основных законов. В конце 2010 года был принят закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», и ровно год спустя, в конце 2011 был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Если говорить о первом законе, который регулирует отношения в системе обязательного медицинского страхования, то здесь абсолютно правильно отмечено, что одно из существенных законодательных положений, которые достаточно четко прописаны в законе, это возможность выбора пациентом страховой медицинской организации. С одной стороны, такое же положение было и в предыдущем законе об ОМС, но принципиальное отличие в том, что не было обозначено конкретного механизма. Сейчас же такой механизм есть, он детально прописан в самом законе. В целом смысл его сводится к одному – не чаще чем один раз в год любой гражданин РФ может самостоятельно осуществить выбор страховой медицинской организации. До этого на практике, например, если мы говорим о работающих гражданах, это положение реализовывалось несколько иначе - практически решение принималось работодателем. В рамках договора, заключенного работодателем со страховой организацией, человек получал медицинский полис. Сейчас каждый гражданин имеет возможность самостоятельно выбрать страховую медицинскую организацию. Повторю, это осуществляется не чаще одного раза в год, путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию. Заключается договор и гражданин получает страховой медицинский полис. Помимо этого, в этом же законе об ОМС, в отличие от предыдущего закона, прописана и ответственность страховой медицинской организации за те страховые услуги, которые предоставляются гражданином. Т.е. если раньше речь шла только об ответственности медучреждения (эта ответственность, безусловно, и сейчас осталась, и даже еще более выросла), то сейчас обозначена и ответственность страховой организации. Если говорить о выборе медицинской организации, то этот порядок достаточно четкое прописан в последнем законе - в базовом законе здравоохранения РФ - в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии с этим законом каждый гражданин РФ - также не чаще одного раза в год - может определяться с выбором медицинской организации, к которой он может быть прикреплен, где он желает получить первичную медико-санитарную помощь. Точно также пределен перечень специалистов, которых может выбрать сам пациент.  Если говорить об амбулаторно-поликлиническом заведении - это основное звено, куда прежде всего обращаются граждане - то закон четко определяет возможность выбора, прежде всего, специалиста участковой службы – либо участкового терапевта, либо педиатра, либо врача общей практики. Также прописан механизм выбора лечащего врача не только для поликлиники, но и для стационара. Определено, что гражданин  может выбрать себе лечащего врача на основе своего заявления на имя руководителя медицинской организации.

- Основная масса людей, обращаясь в лечебные учреждения, не знают своих прав. Законом  устанавливаются единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны.  Что такое «стандарт оказания медицинской помощи»?

Стандарт медицинской помощи - это минимально необходимый для оказания медицинской помощи по тому или иному заболеванию набор лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий. Т.е. это конкретный перечень того, какое лечение должно быть проведено пациенту и какие конкретно диагностические мероприятия, исследования должно быть проведены  пациенту в установленные сроки. Стандарт также определяет и сроки лечения. Сразу могу сказать, что при достаточно жестких требованиях к исполнению стандарта, появляются и подзаконные акты, направленные на то, чтобы любая медицинская помощь учитывала и индивидуальные особенности  пациента, индивидуальное течение заболевания.

- В каких случаях людям положены платные, а в каких - бесплатные медицинские услуги?

- Если говорить об общей тенденции нормативной базы российского здравоохранения, здесь можно ответить следующее - базовым документом, который регулирует бесплатные объемы медицинской помощи, является «Программа государственной гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи». Это основной документ, который определят и базовые принципы, и конкретный перечень, что должно быть бесплатно. В соответствии с этим документом на каждой территории формируется своя территориальная программа государственной гарантии по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. Она определяет перечень видов бесплатной медицинской помощи и перечень учреждений здравоохранения, оказывающих бесплатную медицинскую помощь в системе здравоохранения. С данным документом можно ознакомиться в любой медицинской организации, которая работает в рамках базовой программы. Это, прежде всего, государственные, муниципальные учреждения. Есть и отдельные частные медицинские организации, которые  участвуют в реализации, но их пока немного. Документ также размещен на сайте Министерства здравоохранения Иркутской области, территориального фонда ОМС.

- Дмитрий Валентинович, к нам поступило несколько звонков, люди интересуются, действительно ли, что список предоставляемых медицинских  услуг будет бесплатным только определенное количество раз в году, остальное - за деньги?

- Нет, общий курс государственной политики, прежде всего, направлен на увеличение объемов бесплатной медицинской помощи. В последнее время немало говорится о программе модернизации  здравоохранения, несколько ранее началась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Оба этих проекта предполагают очень серьезное насыщение здравоохранения, прежде всего, государственными ресурсами. Здесь финансовые вливания очень велики, за их счет приобретается оборудование, медикаменты, в целом улучшается материально-техническая база учреждений. Сделано это, прежде всего, для того чтобы увеличить объемы бесплатной медицинской помощи в постоянном формате. Ни в коем случае речь не идет о том, что сегодня одни услуги являются бесплатными, а завтра они становятся платными.

- А как быть с  доступностью высокотехнологичной помощи? Протезирование тазобедренного сустава, установка стентов, шунтирование, пересадка органов, курсы дорогущей химиотерапии при онкологических болезнях. Перечень бесконечный. И квот не хватает.

- Если говорить о высокотехнологичной помощи и попытаться отследить ее динамику за последние пять – шесть лет, то это как раз наглядный пример, где объемы бесплатной, но очень дорогой помощи значительно увеличились. Если мы сравним ситуацию с 2005 годом, то увидим, что объемы такой помощи выросли практически в 10 раз. В прошлом году Министерство здравоохранения Иркутской области в счет квот по высокотехнологичной помощи направило порядка 5200 человек. Эта же цифра в 2010 году составляла чуть больше 4000 человек, т.е. мы видим, что динамика очень существенная. Если говорить о том, насколько сегодня удовлетворены потребности, то могу сказать, что основную массу вопросов по оказанию высокотехнологичной помощи мы решаем достаточно оперативно. В частности по тем вопросам, которые вы озвучили, - коронарное шунтирование, установка стентов. Помощь оказывается в счет квот как за пределами региона - в ведущих учреждениях страны, так и  непосредственно на территории Иркутской области – в ведущих областных учреждениях. Доступность данной помощи существенно возросла и подчеркну - основные задачи и вопросы по высокотехнологичной помощи мы стараемся решить максимально оперативно.

- В законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" впервые появилась статья, которая разрешает лечить пациентов за деньги не только в коммерческих, но и государственных поликлиниках и больницах. Естественное опасение: те консультации, исследования и анализы, лечебные процедуры, которые вчера пациент получал бесплатно, завтра могут попасть в список оплачиваемых? Каким образом возможно сочетать в рамках одного учреждения, на одном и том же оборудовании, усилиями одного и того же персонала платную и бесплатную медицину, и не пострадает ли при этом качество бесплатного лечения?

- Действительно, в новом законе «Об основах здоровья граждан» появилась отдельная статья в части оказания медицинской помощи на платной основе, но данный факт нужно расценивать с позитивной точки зрения. Это совсем не говорит о том, что объемы платной помощи должны возрасти, как раз цель ее появления в федеральном законе это, прежде всего, постараться максимально четко урегулировать эти вопросы. В объеме платных медицинских услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, если брать статистику 2011 года, наметилась отчетливая тенденция к сокращению таких объемов. Поэтому появление данной статьи не означает увеличение, здесь речь идет о максимально четком  урегулировании, для того чтобы граждане ясно представляли, что может быть платно, что бесплатно. Очень четко в новом законе прописано то, что каждый врач при работе с пациентом должен рекомендовать пациенту,  и в своих рекомендациях он должен обозначать права пациента на бесплатную медицинскую помощь. И если вдруг стоит вопрос о выборе платной и бесплатной медицины, то обязательно до пациента должна быть доведена информация о возможности получения данной помощи на бесплатной основе. Это впервые закреплено законодательно. Поэтому данный вопрос нужно рассматривать, прежде всего, с точки зрения четкого нормативного регулирования и ни в коем случае не с позиции роста платных медицинских услуг. Повторю, динамика на сегодняшний день говорит об обратном – объемы платных услуг сокращаются.

- Звонок зрителя. Слушательница задала два вопроса, первый касался выдачи медицинских полисов, женщина пожаловалась, что в страховых медицинских организациях, в частности в Иркутске на Желябова, 8, существуют большие очереди и поинтересовалась, можно ли сделать так, чтобы полис можно было обменять при поликлиниках? Второй вопрос касался ее планов поменять саму поликлинику – женщина хочет обслуживаться в поликлинике не по району, будет ли в таком случае терапевт посещать ее на дому.

- В отношении выдачи страхового полиса и очередей. По данному факту, который вы обозначили в отношении Желябова 8, мы разберемся. В ближайшее время запланируем проведение рабочего совещания с руководителями страховых организаций, для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с заменой страховых полисов, их выдачей в других страховых организациях. Данный вопрос мы постараемся совместно со страховыми организациями урегулировать. В отношении  посещения врача на дом – если вы выбираете медицинскую организацию, которая территориально находится в другом районе, то отказать с прикреплением вам ни в коем случае не имеют права. В том, что касается вопроса вызова специалиста на дом, то, действительно, если организация находится достаточно далеко и временные затраты для того, чтобы добраться до вас, будут велики (а это для всех неудобно прежде всего для вас), вызов врача на дом будет осуществляться специалистами ближайшей медицинской организации. Механизм взаимоотношений внутри системы ОМС между организациями за оказанную помощь урегулирован, есть вся необходимая нормативно-правовая база, поэтому здесь вопросов возникать не должно. Отказать вам в прикреплении не могут.

Звонок слушателя - Владимир Васильевич, Саянск. Почему в Саянске нет бесплатных лекарств больным диабетом,  а в Иркутске есть. Я ветеран труда.

Запишите телефон постоянно действующей горячей линии Министерства здравоохранения Иркутской области по вопросам лекарственного обеспечения – 260 916, 260 917. Нужно обратиться на данную горячую линию, обозначить препараты и аптеки, где возникла данная проблема. Мы постараемся ваши вопросы решить.

- Как пациент может знать лучше или хуже страховая компания. Не лучше ли иметь меньше, но качественных компаний. И если в больнице нет нужных лекарств и больной должен сам их покупать - это нормально или эти расходы должен кто-то компенсировать?

- Смысл первого вопроса совпадает с проводимой сегодня политикой государства. Механизмы страховых организаций, государственный курс направлен на укрупнение страховых организаций. Сегодня мы начинали наш разговор с вопросов об обязательном медицинском страховании. В законодательстве достаточно четко прописаны требования к страховым медицинским организациям, какими они должны быть и где должны представлять информацию о своей деятельности. В частности, прописаны требования к страховой медицинской организации по содержанию сайта. Все, что должно быть отражено в его содержательной части, т.е. буквально все, что касается деятельности страховой организации. Теперь по вопросу обеспечения медицинскими препаратами в медицинских учреждениях. Я назвал телефоны горячей линии по лекарственному обеспечению - если вдруг возникает проблема с лекарственным обеспечением  в стационаре, по этим телефонам можно обратиться. В целом могу отметить, что на сегодняшний день финансовое обеспечение, получаемое здравоохранением области на цели лекарственного обеспечения, позволяет закрыть все вопросы по лекарственному обеспечению непосредственно в стационарах. Т.е. по каждому конкретному вопросу или если от врача идет рекомендация что-то приобрести, я бы посоветовал в первую очередь обратиться к руководителю медицинского учреждения, либо можно обратиться на телефоны нашей горячей линии.

Звонок слушательницы, г. Иркутск

  1. По модернизации здравоохранения будет ли приобретено лазерное оборудование в глазную клинику, находящуюся на улице Свердлова в Иркутске для диагностики и определения процедур лечения?
  2.  Предусмотрено ли финансирование для МНТК «Микрохирургия глаза» для уменьшения стоимости оплаты определенных услуг для слабозащищенных слоев населения. Где пенсионеру взять 2 000 рублей за диагностику, 1200 за лазерную диагностику и один сеанс лазерного лечения – 12 000, где взять пенсионеру при песни в 10.000? Предусмотрено ли государственное финансирование, что покрыть часть затрат?

В отношении лазерного оборудования - по программе модернизации в целом такое оборудование закупается порядка 3000 единиц разного профиля. Приобретение лазерного оборудования для данного учреждения не планируется, так как речь идет о федеральном учреждении здравоохранения. Такие учреждения участвуют в программе модернизации здравоохранения, но не по направлению оснащения медицинским оборудованием. Данный вопрос регулируется только на федеральном уровне. В отношении второго вопроса могу сказать следующее – это федеральное учреждение, финансируется через систему ОМС. Практика, сложившаяся по всей территории РФ, практически во всех филиалах МНТК «Микрохирургия глаза», единая. Непосредственно само оказание медицинской помощи  оказывается за счет средств ОМС, а в том, что касается диагностики и проживания в период оказания медицинской помощи, то услуги, действительно, оказываются за счет средств граждан. Данный порядок установлен не на региональном уровне, поскольку это федеральное учреждение, и его деятельность регулируется на федеральном уровне. В данном случае этот вопрос я готов принять как постановочный, чтобы продумать, что мы можем сделать, чтобы данную услугу удешевить. Я не хочу никого вводить в заблуждение говоря, что полностью сделать ее бесплатной, это выходит за пределы компетенции регионального министерства, но как и что сегодня возможно предпринять в данном контексте и для данной категории граждан, этот вопрос мы продумаем.

- Еще одна важная новация: медицинская организация должна страховать свою ответственность перед пациентом. Это право пациента на компенсацию ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением обязанностей страховых компаний или медицинских учреждений. Куда и к кому теперь следует обращаться с жалобой?

- В отношении возникающих жалоб или, скажем так, любых вопросов, возникающих при оказании медицинской помощи, не надо стесняться. Если вопрос возник, а он, как правило, возникает здесь и сейчас, в конкретном учреждении, нужно постараться получить ответ на этот вопрос в самом учреждении. Если это не получается сделать в регистратуре, у лечащего врача, то в каждом учреждении есть руководитель, нужно обратиться непосредственно к руководителю. Кроме того, что с 20 марта в Иркутской области при Министерстве здравоохранения начинает работу круглосуточный «телефон доверия». Его работа направлена на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи в регионе. По телефону 8 (3952) 24-05-38 каждый обратившийся может получить консультации по вопросам организации оказания медицинской помощи, представить предложения по совершенствованию работы медучреждений и сообщить о нарушениях в их работе. Безусловно, на эту линию можно обращаться и с жалобами на качество оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях на территории Иркутской области.

В отношении страхования ответственности за оказание медицинской помощи. Это новое положение в нашем законодательстве, лишь первый шаг. Речь идет материальной ответственности медицинских организаций за  всю медицинскую помощь, которая оказывается пациенту. Мы все понимаем, что оказание медицинской помощи всегда связано с определенным риском, именно поэтому каждый пациент подписывает  информированное согласие  на любое медицинское вмешательство. В случае возникновения осложнений - их вероятность остается даже при самом идеальном варианте - любой гражданин РФ вправе потребовать  соответствующей компенсации. Как раз для разработки этих механизмов, повторяю это только перспективная задача, и появились положения в законодательстве по страхованию ответственности медицинской организации перед пациентом.

- Дмитрий Валентинович, благодарю Вас за обстоятельные ответы на наши вопросы.

 

 

 

 

Поделиться


Телефоны горячих линий

Единый контакт центр Правительства Иркутской области: 122

Запись на прием к врачу: 122
Психологическая помощь участникам СВО и членам их семей: + 7 (3952) 240-007,  + 7 (3952) 240-009 (круглосуточно)
Стимулирующие выплаты работникам, оказывающим помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19):+7 (3952) 265-152
Координационный центр консультативной помощи для пациентов и медицинских работников по оказанию паллиативной медицинской помощи взрослому населению и обезболивающей терапии:
+7 (952) 617-11-09 (круглосуточно)
Телефоны дежурных администраторов в медицинских организациях (см. по ссылке)
«Горячая линия» по консультированию пациентов и медицинских работников по оказанию паллиативной медицинской помощи детям и обезболивающей терапии: +7 (3952) 59-71-26; 8-908-663-26-96
«Горячая линия» по обращениям граждан (справочная):
122
Лекарственное обеспечение: 122
Оплата труда работников здравоохранения:
+7 (3952) 265-152
Обязательное медицинское страхование:
8-800-100-50-90, +7 (3952) 33-26-22
Телефоны "Горячей линии" по коронавирусной инфекции (COVID-19) в медицинских организациях Иркутской области
 

error